Читать дальше...
Однако молитвы, чтобы иметь наиболее глубокий смысл, должны быть двусторонней связью — посылка и прием — как разговор. И хотя было бы нелепо думать, как бы увлечь с нашей стороны разговором Бога, существуют проверенные способы сделать наши молитвы более эффективными. Слушание является одним из них.
Как много людей когда-нибудь думали о молитве таким образом? Как правило, они думают о ней, как о выпрашивании поблажки, как будто молитва — это ходатайство перед ужасным величием царского престола. Конечно, многие сомневаются, что Господь уделит особое внимание одному из множества ежедневно обращающихся к Нему. Возможно, они опасаются что , если они попробуют, то их попытки расширить фактический предмет прошения могут быть расценены, как самонадеянность. В любом случае, большинство людей много говорят, как неадекватные собеседники, и редко задумываются о том, чтобы послушать ответ.
Разница между улицей с односторонним движением обычной молитвы и настоящим разговором с Богом — это просто степень участия обеих сторон. Конечно, не может быть и речи о попытке "очаровать" Его нашим разговором. Помимо совершенства любви и блаженства, в которых Господь постоянно пребывает, Его внимание занято всем творением. Чья-то незначительная жизнь в великой схеме вещей не может сделать Его интерес частным до такой степени, чтобы очаровать Его собой! Однако тогда, когда мы обращаемся к Нему с глубокой любовью, преданностью и доверием, мы обращаемся к той космической, но в то же время глубоко личной, любви, которую Он испытывает к каждому из своих человеческих детей.
Молитва должна исходить от сердца. Вот что я имею в виду под разговором. Поскольку существует огромная разница между говорить кому-то и разговаривать с кем-то, то есть вселенская разница между прошением у Бога и включением Его в число тех нужд, которые мы имеем.
Нам необходимо вовлечь Его в наши жизни, в нашу любовь к Нему. Как мы можем надеяться на это, если мы просто молимся Ему? Это все равно, что просто говорить кому-то.
Оставляя в стороне вопрос об обаянии, поговорим о том, как проще всего вовлечь кого-нибудь во что-нибудь, что интересует нас? Это не сильно отличается от слушания ответов на вопрос. Мы привлекаем их лучше всего, когда мы включаем их реальность в нашу собственную. Чтобы пробудить в них интерес к нашим потребностям, мы должны проявить интерес к их потребностям. Чтобы заставить их принять участие в нашей жизни, мы должны участвовать в их жизни. Чтобы они проявили любовь к нам, сначала мы должны полюбить их.
Все эти вовлечения на нашу сторону — это, своего рода, разновидности слушания. Мы должны таким же образом слушать Бога. Вид молитвы, на которую чаще всего приходит ответ - это молитва, в которой человек молится, беседуя с Богом, взывает к Нему, и в то же время слушает Его молчаливый отклик в своей душе.
И это, по сути, то, что понимается под практикой медитации. Во время медитации медитирующий слушает, и надо надеяться, что со временем – слышит шепот Божественного ответа в душе.
Почему бы не попробовать это в следующий раз, когда Вы будете молиться Богу? Вместо того чтобы просто подавать Ему ходатайство на рассмотрение, попробуйте вовлечь Его в ваши нужды.
Медитация это больше, чем практика, проводимая в определенное время дня. Это склад ума, образ жизни. Пробуйте делиться своими мыслями и чувствами с Богом в течение всего дня.
Прислушивайтесь к Его руководству, Его одобрению, да даже к его беззвучному смеху внутри! Когда вы делите свою жизнь с Ним, ваши размышления также будут гораздо глубже.
Когда люди исключают практику медитации из ежедневных молитв, это, как правило, означает, что у них в действительности нет убежденности в том, что кто-нибудь "там" их слушает. Все слишком просто, их молитвы стали процессом простого разговора с самим собой.
Ну, можно спросить, действительно ли Бог всегда слушает? Вы никогда не узнаете, если не дадите Ему возможности ответить! Как и в любом разговоре, степень слушания и ответа, который она пробуждает, находится в прямой зависимости от степени собственного участия в том, что он говорит. Почему же еще молитвы святых были часто более эффективны, чем у мирских людей? Бог не взирает на лица. Его ответ соответствует глубине искренности молящегося.
В разговоре, люди склонны думать о слушании, как о чем-то, что собеседник делает только после того, как он сам высказался. Лично я, однако, обнаружил, что есть намного лучший способ общения, если собеседник "слушает", так сказать, чувствителен к реакции другого человека, даже когда он сам говорит. Также как во время лекции: я обнаружил что, несмотря на то, что я и не ожидаю, что люди начнут разговаривать со мной прямо из зала, мне помогает, когда во время лекции я "настраиваюсь" на их нужды, чтобы отреагировать на их невысказанные реакции, почувствовать, как будто бы я говаривал с каждым из них в отдельности.
Что касается чтения лекций, я обнаружил, что помогает также "послушать", даже прежде чем я начну говорить. Под этим я имею в виду, что медитирую и пытаюсь настроиться на то, что людям в этой конкретной аудитории нужно услышать от меня.
Таким же образом, Парамханса Йогананда (автор "Автобиографии йога"), кто принесший учение и техники из Индии на Запад, говорил, что молитва является наиболее эффективной, когда она предлагается после контакта с Богом, достигнутого в глубокой медитации.
Западное общество обычно идентифицирует медитацию с мыслительным процессом. Нам говорят медитировать "на" определенную тему. Смутно, мы предполагаем, что это значит думать кругами вокруг нее, надеясь на ее более глубокое понимание. Только сравнительно недавно на Запад пришло учение о том, что молчание само по себе является источником, из которого возникает подлинное понимание. Другими словами, истинное, и особенно духовное, понимание не является продуктом мышления, но – продуктом прямого внутреннего восприятия. Как Йогананда пишет в автобиографии: "Истина не может быть создана, а только воспринята".
Медитация, в этом более глубоком смысле, начинается с практики успокоения мыслей и эмоций.
Йогананда рассказал историю о человеке, которому сказали, что при развитии духовной силы нужно быть очень осторожным, и не думать об обезьянах. Конечно, в следующий раз, когда он сел медитировать, первое о чем он подумал, были обезьяны! Чем больше он старался не думать о них, тем больше зондировал память о многообразии обезьян, о том, что он когда-либо читал или слышал о них. Обезьяны постепенно стали навязчивой идеей. Наконец он вернулся к своему учителю и сказал: "Забери это твое учение! Все, что оно сделало, это дало мне сознание обезьяны, а не Бого-сознание!"
На это учитель весело рассмеялся и объяснил: "Я только хотел помочь тебе осознать, насколько трудно развивать духовные силы, если в первую очередь не научиться управлять своим умом". Затем он стал объяснять своему ученику положительные аспекты медитации.
Итак, первый урок: не живите в "сознании обезьяны"! Вместо того, чтобы пытаться не допустить в ваш ум мысли и эмоции, выполняйте положительные противоположные практики, которые окажут успокаивающее воздействие на ваш ум.
Дыхание – одна из таких практик, когда оно используется правильно. Оно не только отражает психические состояния, оно также существенно влияет на них.
Посмотрите на дыхание, как на отражение мыслей и чувств. Когда человек волнуется, его дыхание автоматически ускоряется. Когда он засыпает, ритм дыхания изменяется: два выдоха на один вдох. Когда он глубоко сосредоточен, он склонен задерживать дыхание. Когда он спокоен, дыхание также становится спокойным.
Также верно обратное. Возбужденное дыхание приводит человека во взволнованное умственное или эмоциональное состояние. Фотограф, делая снимок, требующий чувствительности и концентрации, учится задерживать дыхание перед нажатием кнопки затвора камеры.
Подобным образом, при спокойном, глубоком дыхании ум и эмоции становятся все спокойнее, освобождая нас от любой суматохи, которая может кипеть внутри. Именно поэтому совет, так часто даваемый раздраженным или расстроенным людям: сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти.
Хорошо, садясь в медитацию, сделать несколько глубоких дыхательных упражнений. Учения йоги предлагают целый ряд таких упражнений, о некоторых из них я рассказываю в своей книге "Искусство и наука Раджа Йоги". Следующее упражнение является менее сложным из них, но довольно эффективным:
Сядьте прямо, вдохните глубоко через ноздри, на счет 1-12. Задержите дыхание 1-12. Затем выдохните, снова на счет 1-12. Именно в этом упражнении не задерживайте дыхание на выдохе, но начинайте вдох сразу же после выдоха. Повторите это упражнение от шести до двенадцати раз.
Важно ваше положение во время медитации. Мы все видели в рекламе фотографии "медитирующих" (в соответствии с Западными понятием расслабления) людей: человек удобно откинулся в кресле, ноги - вверх, голову запрокинул на подголовник: вся поза указывает на настроение непринужденности. Йоги Индии улыбнулись бы этой пассивной попытке расслабиться. Дело в том, что релаксация имеет важное значение для глубокой медитации, в то время как пассивность является одной из проблем для истинного расслабления.
Есть два направления, в которых ум может ослабить свою хватку сознательного мышления. Одно из них — опуститься на подсознание. Этот способ выбирается, когда расслабление пассивно. Другое направление — подняться к сверхсознанию. Глубокая медитация возможна только в чрезвычайно позитивном состоянии сверхсознания, или осознания души.
Для достижения такого состояния сознания очень важно сидеть прямо, с прямым позвоночником. Традиционно, принимается поза, сидя на полу, скрестив ноги, желательно одна из йогических поз, такая как, полу- или полный лотос, или сидхасана ("идеальная поза"). Но Йогананда говорил, что очень хорошо сидеть на стуле с прямой спинкой, поставив ноги на пол.
Не касайтесь спинки стула. Положите руки ладонями вверх на стыке бедер и живота. Расправьте плечи, чтобы позвоночник был прямым. Держите подбородок параллельно полу.
Перед глубокими дыхательными упражнениями расслабьте тело. Во-первых, вдохните, напрягите тело до вибрации, а затем резко выдохните весь воздух и с ним - все напряжение. Повторите это упражнение два или три раза.
После глубокого дыхания сосредотачивайтесь все более и более глубоко на расслаблении — не только физическом, но умственном и эмоциональном. Почувствуйте пространство в теле.
Посмотрите вверх, сосредоточив внимание в центральной точке между двумя бровями, месте духовного зрения. Предложите все мысли и чувства в глубокой концентрации в этой точке. Мысленно позовите Бога: "Открой Себя! Открой Себя!"
Постепенно вы почувствуете Его покой, разливающийся над вами, как невесомый водопад.