ведическое учение раджа йога
Медитация для крийя-йогов
Крийя-йога Парамханса Йогананда
Мастер-класс "Как углубить медитацию" бесплатно (для практикующих)
глубоко, высоко, широко

Медитация - познай веды на личном опыте

Парамаханса Йогананда в 1920 году приехал на Запад (в США) для передачи западным людям Ведических знаний, Учения Раджа йоги, возрожденного Махаватаром Бабаджи и передаваемого по линии Учителей. Шри Йогананда был избран для передачи учения Санатан Дхармы на Западе.

Медитация - это...

  • Базовая техника Крийя-йоги

  • Растворение в одном из аспектов Сверхсознания

  • Путь йоги - единения души и Духа

  • Пробуждение интуиции

  • Познание на практике Ведической мудрости

  • Слушание и пробуждение Сознания - души

  • Древняя практика Раджа йоги

  • Снятие ментальных ограничений

  • Управление мыслительно-эмоциональным потоком

  • Психофизическое расслабление и снятие стресса

  • Высокоэнергетическое и ясное сознание

Медитация - это Путь и Цель
практика для одухотворения жизни и Самореализации
"Восьмизвенный путь (Аштанга йога) – это знания, систематизированные древним индийским мудрецом Патанджали в йога Сутрах: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Медитация является седьмой ступенью, которая ведет к Космическому сознанию Самадхи. Следует учитывать, что эти ступени являются обязательными и естественными для духовного развития практиками, а по достижении в них мастерства становятся состоянием сознания практикующего йогу.

Первые две ступени – это десять вечных правил счастья, которые способствуют духовной эволюции практикующего. Для высших практик йоги требуется большое количество энергии, умение управлять ею, чтобы направить внутрь и наверх для достижения высших состояний сознания. Человек при несовершенстве в первых двух ступенях йоги напоминает прохудившийся шланг с множеством дыр, которые дают утечки, в результате которых напор воды слаб и не эффективен.

Ямы и ниямы описывают естественное состояние высоко духовно развитого человека. Отступление от этих правил является неестественным для души. Материальное желание заставляет отступить от природы и естества души, побуждают думать и действовать не в соответствии с десятью вечными правилами счастья, пожиная в последствии плоды своих намерений и действий по абсолютному и неизбежному закону Кармы".

Гелена "Психофизическая йога"

Дхьяна - Медитация
это особенная форма концентрации
7 ступень Раджа йоги
"- Господин, почему бы вам не даровать мне самадхи?
- Дорогой, я был бы рад передать божественный контакт теперьже, но не мне делать это, - святой взглянул на меня полузакрытыми глазами. - Твой учитель скоро одарит тебя этим опытом. Тело твое еще не настроено на нужный лад. Как маленькая лампочка не может выдержать чрезмерно высокое напряжение, так и твои нервы пока не готовы для космического тока. Если б я ныне передал бесконечный экстаз, ты воспламенился бы так, как если бы каждая клетка тела оказалась в огне. Ты просишь у меня озарения, - продолжал йог задумчиво, - а я удивляюсь, как такой незаметный человек, как я, с теми незначительными медитациями, что я проделал, преуспел в приятности Богу, и что такого
ценного представляю я в Его глазах в конечном счете.

- Господин, разве вы не искали Бога долгое время?
- Я не много сделал. Бехари, должно быть, рассказывал тебе кое-что из моей жизни. Двадцать лет я занимал скрытый грот, медитируя по восемнадцать часов в сутки. Потом перешел в более недоступную пещеру и оставался там двадцать пять лет, вступая в йоговское единение по двадцать часов в сутки. Во сне я не нуждался, ибо всегда был с Богом. Тело больше отдыхало в абсолютном покое сверхсозерцания, чем это могло быть в частичном покое обычного бессознательного состояния. Мышцы во сне расслабляются, но сердце, легкие и система кровообращения работают постоянно, не имея отдыха. В сверхсознании внутренние органы остаются в состоянии временно приостановленной
живости, электризуемой Космической энергией. Благодаря этому годами я находил сон ненужным. Настанет время, когда и ты будешь обходиться без сна, - добавил он.

- Вот это да, вы медитировали так долго и все же не уверены в благосклонности Господа! - я в изумлении уставился
на него. - Что же тогда сказать о нас, ничтожных смертных?
- Ну разве ты не видишь, что Бог - это сама вечность? Предполагать, будто Его можно познать за сорок пять лет
медитаций, - это, пожалуй, нелепо. Но Бабаджи уверяет нас, что даже незначительное количество медитаций помогает освободиться от ужасного страха смерти и будущего после нее. Не устанавливай духовный идеал на маленькой горке, но прицепи его к звезде безграничного божественного достижения. Если ты трудишься упорно, то будешь там.

Увлеченный этой перспективой, я попросил у него еще слов просвещения. Он рассказал чудесную историю о своей первой встрече с гуру Лахири Махасая.

К полуночи Рам Гопал смолк, и я улегся на одеяла. Закрыв глаза, я увидел вспышки молнии, обширное пространство внутри меня было камерой расплавленного света. Открыв глаза, я обнаружил то же ослепительное сияние. Комната обратилась в часть бесконечного свода, созерцаемого мною внутренним зрением.
- Ты почему не спишь? - спросил йог.
- Господин, как я могу не спать, если сверкают молнии и при закрытых, и при открытых глазах?
- Ты благословен иметь этот опыт: духовные излучения нелегко увидеть, - святой прибавил несколько ласковых слов".

"Автобиограафия йога" Парамханса Йогананда

Медитация - практика Крийя йоги

  • Вы обретете хорошую осанку. Энергетический поток, направленный наверх посредством развитой концентрации и пробужденного центра Сверхсознания, будет поддерживать позвоночник активным, грудную клетку расправленной.

  • Вы научитесь переживать внутреннее не обусловленное внешними стимуляторами счастье, Ананду, блаженство, вечно-новую радость.

  • Вы будете развивать ясность ума. Успокаивая сознание, вы будете принимать более взвешенные решения.

  • Вы научитесь по желанию пробуждать интуитивное восприятие души и принимать более эффективные для вас решения через внутреннее озарение даже в отсутствии полной необходимой информации.

  • Вы одухотворите и наполните силой свою жизнь и практику. Большинство йогов не добиваются результатов, т.к. живут и практикуют на "низких оборотах". Регулярная правильная практика Медитации приучает жить и практиковать "на полную катушку", выкладываясь максимально и получая максимальную отдачу.

  • Вы будете развивать свое творческое начало. В условиях дефицита и стресса поток творческой жизненной силы блокируется. Медитация снимает излишнее напряжение и позволяет энергии течь свободно, пробуждая высший потенциал.

  • В стрессе и перенапряжении высокоэнергетические практики могут принести не пользу, а вред. Если йог повышает уровень энергии, находясь в раздражении, расстройстве, тогда высокий уровень энергии может навредить и ему и другим, фокусируя энергию на негативе. Медитация снимает стресс, расслабляет, позволяет почувствовать радость, приподнятое настроение, воодушивление и развивают позитивный магнетизм. Вы становитесь более человечными. Развиваете эмпатию, дружелюбие.

  • Направление движения энергии, которое меняется в Медитации из привычного мирского (вниз и наружу) к одухотворенному (внутрь и наверх) имеет значение для успеха в любой сфере деятельности, для хорошего настроения и ощущения себя счастливым человеком. Это создает стабильность духовной практики и помогает проживать быстро и уверенно сложные жизненные ситуации. Вы развиваетесь духовно.

• Поддержите нашу работу
Для опытных практикующих
углуби свое понимание медитации и медитативную практику
Йога сутры
Раджа йога была систематизирована древнем мудрецом Патанджали в 8-ступенчатый Путь йоги (единения), где медитация - корона царственной йоги Богопознания.
Йога сутры и медитация
Вы можете больше узнать о Раджа йоге из комментариев Парамхансы Йогананды к Бхагавад Гите.
Важность медитации
Свами Крийянанада прямой и близкий ученик
Парамхансы Йогананды
В своей знаменитой книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" Дейл Карнеги утверждает, что лучший способ быть увлекательным собеседником, это слушать внимательно и с интересом. Этот принцип применим также, хотя, конечно, не вполне таким образом, к практике молитвы.

Большинство людей, когда они молятся, говорят Богу, а не разговаривают с Ним. Они не тратят время, чтобы послушать в глубокой внутренней тишине Его ответ.
Читать дальше...
Однако молитвы, чтобы иметь наиболее глубокий смысл, должны быть двусторонней связью — посылка и прием — как разговор. И хотя было бы нелепо думать, как бы увлечь с нашей стороны разговором Бога, существуют проверенные способы сделать наши молитвы более эффективными. Слушание является одним из них.

Как много людей когда-нибудь думали о молитве таким образом? Как правило, они думают о ней, как о выпрашивании поблажки, как будто молитва — это ходатайство перед ужасным величием царского престола. Конечно, многие сомневаются, что Господь уделит особое внимание одному из множества ежедневно обращающихся к Нему. Возможно, они опасаются что , если они попробуют, то их попытки расширить фактический предмет прошения могут быть расценены, как самонадеянность. В любом случае, большинство людей много говорят, как неадекватные собеседники, и редко задумываются о том, чтобы послушать ответ.

Разница между улицей с односторонним движением обычной молитвы и настоящим разговором с Богом — это просто степень участия обеих сторон. Конечно, не может быть и речи о попытке "очаровать" Его нашим разговором. Помимо совершенства любви и блаженства, в которых Господь постоянно пребывает, Его внимание занято всем творением. Чья-то незначительная жизнь в великой схеме вещей не может сделать Его интерес частным до такой степени, чтобы очаровать Его собой! Однако тогда, когда мы обращаемся к Нему с глубокой любовью, преданностью и доверием, мы обращаемся к той космической, но в то же время глубоко личной, любви, которую Он испытывает к каждому из своих человеческих детей.

Молитва должна исходить от сердца. Вот что я имею в виду под разговором. Поскольку существует огромная разница между говорить кому-то и разговаривать с кем-то, то есть вселенская разница между прошением у Бога и включением Его в число тех нужд, которые мы имеем.

Нам необходимо вовлечь Его в наши жизни, в нашу любовь к Нему. Как мы можем надеяться на это, если мы просто молимся Ему? Это все равно, что просто говорить кому-то.

Оставляя в стороне вопрос об обаянии, поговорим о том, как проще всего вовлечь кого-нибудь во что-нибудь, что интересует нас? Это не сильно отличается от слушания ответов на вопрос. Мы привлекаем их лучше всего, когда мы включаем их реальность в нашу собственную. Чтобы пробудить в них интерес к нашим потребностям, мы должны проявить интерес к их потребностям. Чтобы заставить их принять участие в нашей жизни, мы должны участвовать в их жизни. Чтобы они проявили любовь к нам, сначала мы должны полюбить их.

Все эти вовлечения на нашу сторону — это, своего рода, разновидности слушания. Мы должны таким же образом слушать Бога. Вид молитвы, на которую чаще всего приходит ответ - это молитва, в которой человек молится, беседуя с Богом, взывает к Нему, и в то же время слушает Его молчаливый отклик в своей душе.

И это, по сути, то, что понимается под практикой медитации. Во время медитации медитирующий слушает, и надо надеяться, что со временем – слышит шепот Божественного ответа в душе.
Почему бы не попробовать это в следующий раз, когда Вы будете молиться Богу? Вместо того чтобы просто подавать Ему ходатайство на рассмотрение, попробуйте вовлечь Его в ваши нужды.

Медитация это больше, чем практика, проводимая в определенное время дня. Это склад ума, образ жизни. Пробуйте делиться своими мыслями и чувствами с Богом в течение всего дня.

Прислушивайтесь к Его руководству, Его одобрению, да даже к его беззвучному смеху внутри! Когда вы делите свою жизнь с Ним, ваши размышления также будут гораздо глубже.

Когда люди исключают практику медитации из ежедневных молитв, это, как правило, означает, что у них в действительности нет убежденности в том, что кто-нибудь "там" их слушает. Все слишком просто, их молитвы стали процессом простого разговора с самим собой.

Ну, можно спросить, действительно ли Бог всегда слушает? Вы никогда не узнаете, если не дадите Ему возможности ответить! Как и в любом разговоре, степень слушания и ответа, который она пробуждает, находится в прямой зависимости от степени собственного участия в том, что он говорит. Почему же еще молитвы святых были часто более эффективны, чем у мирских людей? Бог не взирает на лица. Его ответ соответствует глубине искренности молящегося.

В разговоре, люди склонны думать о слушании, как о чем-то, что собеседник делает только после того, как он сам высказался. Лично я, однако, обнаружил, что есть намного лучший способ общения, если собеседник "слушает", так сказать, чувствителен к реакции другого человека, даже когда он сам говорит. Также как во время лекции: я обнаружил что, несмотря на то, что я и не ожидаю, что люди начнут разговаривать со мной прямо из зала, мне помогает, когда во время лекции я "настраиваюсь" на их нужды, чтобы отреагировать на их невысказанные реакции, почувствовать, как будто бы я говаривал с каждым из них в отдельности.

Что касается чтения лекций, я обнаружил, что помогает также "послушать", даже прежде чем я начну говорить. Под этим я имею в виду, что медитирую и пытаюсь настроиться на то, что людям в этой конкретной аудитории нужно услышать от меня.

Таким же образом, Парамханса Йогананда (автор "Автобиографии йога"), кто принесший учение и техники из Индии на Запад, говорил, что молитва является наиболее эффективной, когда она предлагается после контакта с Богом, достигнутого в глубокой медитации.

Западное общество обычно идентифицирует медитацию с мыслительным процессом. Нам говорят медитировать "на" определенную тему. Смутно, мы предполагаем, что это значит думать кругами вокруг нее, надеясь на ее более глубокое понимание. Только сравнительно недавно на Запад пришло учение о том, что молчание само по себе является источником, из которого возникает подлинное понимание. Другими словами, истинное, и особенно духовное, понимание не является продуктом мышления, но – продуктом прямого внутреннего восприятия. Как Йогананда пишет в автобиографии: "Истина не может быть создана, а только воспринята".

Медитация, в этом более глубоком смысле, начинается с практики успокоения мыслей и эмоций.

Йогананда рассказал историю о человеке, которому сказали, что при развитии духовной силы нужно быть очень осторожным, и не думать об обезьянах. Конечно, в следующий раз, когда он сел медитировать, первое о чем он подумал, были обезьяны! Чем больше он старался не думать о них, тем больше зондировал память о многообразии обезьян, о том, что он когда-либо читал или слышал о них. Обезьяны постепенно стали навязчивой идеей. Наконец он вернулся к своему учителю и сказал: "Забери это твое учение! Все, что оно сделало, это дало мне сознание обезьяны, а не Бого-сознание!"

На это учитель весело рассмеялся и объяснил: "Я только хотел помочь тебе осознать, насколько трудно развивать духовные силы, если в первую очередь не научиться управлять своим умом". Затем он стал объяснять своему ученику положительные аспекты медитации.

Итак, первый урок: не живите в "сознании обезьяны"! Вместо того, чтобы пытаться не допустить в ваш ум мысли и эмоции, выполняйте положительные противоположные практики, которые окажут успокаивающее воздействие на ваш ум.

Дыхание – одна из таких практик, когда оно используется правильно. Оно не только отражает психические состояния, оно также существенно влияет на них.

Посмотрите на дыхание, как на отражение мыслей и чувств. Когда человек волнуется, его дыхание автоматически ускоряется. Когда он засыпает, ритм дыхания изменяется: два выдоха на один вдох. Когда он глубоко сосредоточен, он склонен задерживать дыхание. Когда он спокоен, дыхание также становится спокойным.
Также верно обратное. Возбужденное дыхание приводит человека во взволнованное умственное или эмоциональное состояние. Фотограф, делая снимок, требующий чувствительности и концентрации, учится задерживать дыхание перед нажатием кнопки затвора камеры.

Подобным образом, при спокойном, глубоком дыхании ум и эмоции становятся все спокойнее, освобождая нас от любой суматохи, которая может кипеть внутри. Именно поэтому совет, так часто даваемый раздраженным или расстроенным людям: сделать глубокий вдох и сосчитать до десяти.

Хорошо, садясь в медитацию, сделать несколько глубоких дыхательных упражнений. Учения йоги предлагают целый ряд таких упражнений, о некоторых из них я рассказываю в своей книге "Искусство и наука Раджа Йоги". Следующее упражнение является менее сложным из них, но довольно эффективным:
Сядьте прямо, вдохните глубоко через ноздри, на счет 1-12. Задержите дыхание 1-12. Затем выдохните, снова на счет 1-12. Именно в этом упражнении не задерживайте дыхание на выдохе, но начинайте вдох сразу же после выдоха. Повторите это упражнение от шести до двенадцати раз.

Важно ваше положение во время медитации. Мы все видели в рекламе фотографии "медитирующих" (в соответствии с Западными понятием расслабления) людей: человек удобно откинулся в кресле, ноги - вверх, голову запрокинул на подголовник: вся поза указывает на настроение непринужденности. Йоги Индии улыбнулись бы этой пассивной попытке расслабиться. Дело в том, что релаксация имеет важное значение для глубокой медитации, в то время как пассивность является одной из проблем для истинного расслабления.

Есть два направления, в которых ум может ослабить свою хватку сознательного мышления. Одно из них — опуститься на подсознание. Этот способ выбирается, когда расслабление пассивно. Другое направление — подняться к сверхсознанию. Глубокая медитация возможна только в чрезвычайно позитивном состоянии сверхсознания, или осознания души.

Для достижения такого состояния сознания очень важно сидеть прямо, с прямым позвоночником. Традиционно, принимается поза, сидя на полу, скрестив ноги, желательно одна из йогических поз, такая как, полу- или полный лотос, или сидхасана ("идеальная поза"). Но Йогананда говорил, что очень хорошо сидеть на стуле с прямой спинкой, поставив ноги на пол.

Не касайтесь спинки стула. Положите руки ладонями вверх на стыке бедер и живота. Расправьте плечи, чтобы позвоночник был прямым. Держите подбородок параллельно полу.

Перед глубокими дыхательными упражнениями расслабьте тело. Во-первых, вдохните, напрягите тело до вибрации, а затем резко выдохните весь воздух и с ним - все напряжение. Повторите это упражнение два или три раза.

После глубокого дыхания сосредотачивайтесь все более и более глубоко на расслаблении — не только физическом, но умственном и эмоциональном. Почувствуйте пространство в теле.

Посмотрите вверх, сосредоточив внимание в центральной точке между двумя бровями, месте духовного зрения. Предложите все мысли и чувства в глубокой концентрации в этой точке. Мысленно позовите Бога: "Открой Себя! Открой Себя!"

Постепенно вы почувствуете Его покой, разливающийся над вами, как невесомый водопад.
Мастер-классы по медитации
углуби свою практику
• Поддержите нашу работу

Базовый уровень Крийя-йоги

Вдохновение на каждый день
и полезная информация
для изучения Медитации и Крийя-йоги